Каникулы по утильсбору для спецтехники: быть или не быть?

Последствия пандемии коронавируса коснулись практически всех отраслей и сфер жизни. Не обошли они стороной и рынок коммунальной и специальной техники. Несмотря на то, что в январе–марте наблюдалось увеличение продаж на 8 %, специалисты АЕБ (Ассоциации европейского бизнеса) как минимум до конца текущего года не дают позитивных прогнозов и предлагают отсрочить уплату утильсбора, величина которого может достигать 25 % от цены на некоторые виды машин.

Согласно данным АЕБ, в первом квартале 2020 г. сбыт самосвалов с жесткой рамой, колесных погрузчиков, самоходных грейдеров и гусеничных тракторов снизился соответственно на 51%, 16%, 22% и 3%. А вот продажа сочлененных самосвалов, погрузчиков с боковым поворотом, экскаваторов-погрузчиков, гусеничных и колесных экскаваторов возросла. Однако генеральный директор Volvo CE Russia Андрей Комов обращает внимание, что приведенные цифры не могут дать достоверную информацию о текущих реалиях рынка, поскольку кризисная волна полноценно начала проявлять себя только в апреле. АЕБ призывает задуматься о мерах господдержки уже сегодня. Она хочет порекомендовать правительству и Минпромторгу отменить уплату сбора (в том числе и на машины, серийно не выпускаемые в РФ) как минимум до конца декабря 2020 г. Также среди предложений – сохранение в течение трех лет величины утильсбора на прежнем уровне и обнуление таможенной пошлины на автозапчасти до конца текущего года. Считается, что это позволит рынку специальной техники не только восстановиться, но и шагнуть вперед.

Однако идея отсрочки уплаты утилизационного сбора воспринимается неоднозначно. Вячеслав Пронин из «Росспецмаша» сообщает, что они готовы обсуждать этот вопрос, но выступают против каникул по утильсбору. Дело в том, что российским производителям утильсбор возвращается, уплачивать его необходимо только за те машины, аналоги которых производятся в России. А поскольку в ряде сегментов емкость составляет всего лишь несколько десятков единиц техники в месяц, привязывать отмену уплаты утильсбора к серийности некорректно.

Дмитрий Бабанский из SBS Consulting отмечает, что ухудшение эпидситуации еще не успело в полной мере оказать свое влияние. Однако регионы уже сегодня начали откладывать закупки части техники для строительства дорог. Скорее всего в ближайшее время сегмент начнет снижаться, а дальнейшее повышение либо снижение объема продаж будет зависеть от эпидситуации и принятых мер поддержки. Возможно, именно каникулы по утильсбору позволят поддержать данную отрасль, которая сейчас переживает далеко не лучшие времена.

Продажи отечественной техники

Отгрузки на внутренний рынок спецтехники российского производства в январе–марте 2020 г. увеличились на 6% при сокращении выпуска на 13%. Больше всего продаж пришлось на автобетоновозы, автокраны и катки. А вот отгрузки бульдозеров, автогрейдеров и экскаваторов-погрузчиков упали на 17%, 52% и 9% соответственно. АЕБ считает, что уменьшение объемов выпуска связано с тем, что до сих пор не работает программа льготного лизинга спецтехники. Да и ограничения из-за COVID-19 привели к приостановкам производств и дополнительным затратам на выплаты сотрудникам.

Также негативно сказалась и девальвация рубля, из-за которой увеличилась стоимость отечественного металла и импортных комплектующих. А поскольку многие европейские предприятия приостановили свое производство, а логистика готовой продукции была ограничена, возникла проблема дефицита компонентов, аналогов которых нет в РФ.

«Росспецмаш» отмечает, что из-за приостановки строительства произошло снижение спроса и реализации спецтехники. Тут ожидают, что спустя 3–4 месяца возникнут негативные последствия для дорожного-строительного машиностроения, что приведет к значительному сокращению производства. Помочь здесь сможет только запуск льготного лизинга.

Прогнозы не радуют

В Минпромторге отметили, что если в январе–марте 2020 г. рынок спецтехники соответствует аналогичному периоду 2019 г., то во втором квартале снижения вряд ли удастся избежать. Свести к минимуму негативные последствия сложившейся ситуации может лишь запуск механизма льготного лизинга спецтехники. На падение курса рубля обратил внимание и Александр Марков – директор по строительному оборудованию CNH Industrial на территории РФ и РБ. Он отметил, что в начале 2020 г. проведены крупные отгрузки влиятельным клиентам, а рост в сфере тяжелой строительной техники существенно замедлился. При этом спрос на мини-погрузчики и экскаваторы-погрузчики остался стабильным. Марков считает, что при самом оптимистичном сценарии по итогам года рынок упадет на 40 %, а при негативном – до 70 %.

Руководитель по развитию в Восточной Европе Weidemann, специализирующейся на производстве фронтальных и телескопических погрузчиков, сообщает, что в первом квартале компания немного перевыполнила план, однако с середины марта отгрузка техники пошла на спад и к началу апреля практически остановилась. Рост продаж в какой-то степени происходил за счет заключения договора о сотрудничестве с «Росагролизингом», а поскольку курс рубля по отношению к евро упал и передвижения во многих регионах огранили из-за угрозы пандемии, продажи существенно сократились. Девальвация оказала негативное влияние и на китайских машиностроителей. Юрий Лебедев, занимающий в Liugong должность менеджера по работе с клиентами, отметил, что поставки техники с заводов компании не прекращались даже в условиях распространения в КНР COVID-19. Но из-за роста курсов валют с середины марта 2020 г. заказчики стали пересматривать свои бюджеты, в результате чего реализация некоторых проектов стала откладываться. Компания прогнозирует, что в конце года будет наблюдаться стагнация в основных отраслях. Особенно это будет ощутимо для малого и среднего бизнеса. Заказчики откажутся от приобретения новой техники в пользу качественного сервиса уже имеющейся.

Антон Веремчук, менеджер по маркетингу строительной техники John Deere, считает, что на рынке спецтехники з-за увеличения курса валют и распространения коронавируса возможно снижение процента продаж. По его мнению, больше всего пострадают производители машин для коммунальных работ. Спросом станет пользоваться б/у, а не новая техника. И так будет до тех пор, пока ситуация относительно не стабилизируется. А вот ресурсодобывающая отрасль может пострадать меньше всего, т. к. для экономики она является ключевой. Даже сегодня в условиях пандемии отгрузка грейдеров, бульдозеров и экскаваторов осталась на прежнем уровне.



← Назад к списку новостей